Главная » 2014 » Июль » 15 » Конспект внеклассного занятия по математике 5 класс
20:19 Конспект внеклассного занятия по математике 5 класс | |
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение, и вы узнаете тему нашего занятия. Старый тополь у крылечка. Ищет грач свое местечко. Грохот льдин, шуршанье вод. Света полон небосвод. Муравьи, едва подсохло, Дружно взялись за дела: Муравейников высоких Починяют купола. А. Екимцев Сегодня мы с вами поговорим о весне! – Давайте вспомним весенние месяцы. Отгадайте загадки: Дует теплый южный ветер. Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе – жаворонка трель. Месяц к нам пришел. (Апрель.) Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май.) – Какие приметы весны названы в этих загадках? Звучит запись весенних пьес из цикла «Времена года» (фортепианный альбом) П. И. Чайковского. Какой сейчас месяц? (апрель) . Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «аперире», что означает «открывать». В этом месяце земля «открывается»: появляются ростки, лопаются почки деревьев. Апрель – месяц весеннего «открывания» природы. Ребята, а какую погоду вы наблюдали в апреле? За непостоянство погоды, ее изменчивый характер имеет апрель и немало других прозвищ: обманщик, капризник, плут, лукавец – погодой апрель распоряжается по-своему; недаром говорили: «От снега до листа – таков апрель водолей». Как вы понимаете это выражение? Все в апреле – солнце, снег и дождь – вперемешку. Мы с вами можем в этом убедиться, если посмотрим на календарь погоды. Величают апрель и птичьим месяцем: в это время перелетные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из теплых краев весну на родину! АПРЕЛЬ. Целый день скворцы поют, Птицы дружно гнезда вьют. Коростель, поджавши ноги, Отдохнуть присел с дороги Под калиновым кустом… Где в обход, где напрямую На полянку, на родную, С юга он пришел пешком. Автор: М. Маликов. Считается, что именно с прилетом грачей начинается весна. Первыми прилетают грачи. 1 ученик рассказывает стихотворение: Я всех перелетных птиц черней, Я чищу пашню от червей. Ребята, поэты и писатели приход весны передают с помощью чего? (стихов, слов). А композитор? (с помощью музыки). А как же художник передает наступление весны? (с помощью цвета, красок) . Ребята, посмотрите, как художник А. К. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» в 1871г. После грачей прилетают скворцы. 2 ученик: Я выступаю перед всеми Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями, Ну а зовут меня скворец. Затем прилетают жаворонки. 3 ученик: Весной, когда сойдут снега, Я с высоты апреля Роняю звонко на лугу Отзывчивые трели. Затем кукушки. 4 ученик: Кукушки в лесу Распевают частушки: - Ку-ку, мы кукуем, Ку-ку, мы кукушки. Затем прилетают ласточки, стрижи и другие птицы. 5 ученик: Прилетаю к вам с теплом, Путь проделав длинный, Леплю домик под окном Из травы и глины. ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД: Ребята, а как вы думаете, почему птицы поют? Вы думаете от радости: наконец-то зима кончилась и наступила весна. Это люди поют от радости, а для птиц весенние песни - очень серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют лишь самцы. Весной возвратится домой маленький певун и немедленно во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов и никто не смеет поблизости поселиться, иначе получит взбучку». Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. И если рядом раздастся песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы - пожалуйста, селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц корм другой и материал для гнезда, так что с такими соседями и спорить не о чем. Есть у птичьей песни и другое значение. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как бы говорит: «Я тут. Я нашел отличное место для гнезда. Здесь много корма. Лети сюда скорее. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов». Услышит будущая птичья мама одну песню, другую, и какая покажется ей самой прекрасной, на ту песню она и полетит. Каждая птица старается петь как можно лучше, что бы привлечь к себе внимание. А дятел не умеет петь, он часто-часто барабанит клювом по сухому суку. Ребята, а зачем дятел стучит по дереву? Когда дятел стучит по дереву, он вытаскивает из коры деревьев личинки жучков, букашек. Он чистит, лечит кору. Дятел играет очень важную роль в лесу. 6 ученик рассказывает стихотворение про дятла: Хоть я и не молоток Я по дереву стучу В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. Воспитатель ГПД: Ребята, а какая птица поет лучше всех? (Соловей) . 7 ученик: Я соло пел среди ветвей. Меня прозвали соловей. Воспитатель ГПД: Кончится весна, обзаведутся птицы семействами, тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши не до песен – надо корм добывать. К тому же песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда, летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет – словом, обычная птичья перекличка да разговоры. А сейчас послушайте загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что это такое? / Гнездо. / Ребята, а как вы думаете, для чего птицам нужны гнезда? Птицы обычно не живут в гнездах. Гнезда нужны им для того, чтобы отложить яички, вывести и выкормить птенцов. Когда птенцы становятся самостоятельными, птицы – родители улетают из гнезда. Некоторые из них уже через несколько недель делают другое гнездо и в нем выводят новых птенцов. Другие птицы улетают из гнезда до будущего года, а весной возвращаются на старое место (поэтому нельзя разрушать гнезда, третьи улетают навсегда. Ребята, а какие бывают гнезда? Все гнезда одинаковые или разные? Все гнезда разнообразны, как разнообразны и птицы. Но есть два типа гнезд. По этим типам гнезд всех птиц делятся на открытогнездящихся (т. е. они делают свои гнезда на ветвях деревьев или кустарников, на земле) и дуплогнездящихся (т. е. птицы, которые делают свои гнезда в дуплах деревьев). Например, дятел – дуплогнездник. Дятлы любят менять квартиры; обычно они каждый год делают себе новое гнездо, а в их старых дуплах часто появляются новые жильцы – поползни. А есть птицы, которые делают свои гнезда в земле, на обрывистом берегу реки – так живут ласточки – береговушки. А кукушки своих гнезд не делают совсем. Они подкидывают свои яйца в чужие гнезда. А сейчас давайте отгадываем загадки и ребусы. Название каких птиц здесь зашифрованы? (смотри приложение № 1) . Какая птица из сорока букв? (сорока) В какой птице достаточно переместить первую букву, чтобы получился доктор? (Грач-врач) А теперь отгадайте загадки: Видали вы меня не раз, Скачу я в двух шагах от вас. (Воробей) . Как сажа черна, Как сметана бела, Любит всем в лесу Стрекотать где была. (Сорока) . Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) . Маленький мальчик в сером армячке, По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей) . В болоте плачет, а из болота не уходит. (Кулик) . На шесте дворец, Во дворе певец, Издалека прилетел, Песни нам свои пропел. (Скворец) . Увези его в корзине Из страны родной- В небе он найдет тропинки, Что ведут домой. (Голубь) . Молодцы, ребята, хорошо отвечали. Что нового вы сегодня узнали? Почему поют птицы? Для чего птицам гнезда? | |
|